Бизнес «на зерне» - это выгодно?
Прогресс – двигатель торговли. Несмотря на банальность и заезженность фразы она, по-прежнему верна, более того определяет вектор современных бизнес-интересов. IT-технологии дали людям доступ к гигантским массивам информационных данных, применение последних достижений научной и инженерной мысли обеспечило возможность максимально комфортного восприятия этой информации, современные синтетические материалы и полимеры снизили себестоимость большинства бытовых товаров. И глобальная переориентация бизнеса в этом направлении неудивительна. Есть только одно но — ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСЕГДА БУДЕТ ХОТЕТЬ ЕСТЬ! Именно так – с большой буквы. Причем не концентраты, не искусственные белки, а натуральные свежие продукты.
В связи с этим, сегодня любой бизнес в аграрной сфере, если он задуман и реализован правильно, обречен на успех. В наибольшей степени это касается торговли зерновыми культурами. Тем более, что на бумаге все выглядит очень просто:
- Арендовал или купил землю
- Арендовал или купил технику
- Засеял поле пшеницей
- Нанял специально обученных людей ухаживать за злаками
- Дождался всходов
- Собрал урожай
- Засыпал в амбар
- Нашел покупателя
- PROFIT!
Так, да не так. Не сбиться при достижении поставленной цели с каждым последующим пунктом все труднее. А уж пройти до конца без значительных инвестиций в проект, привлечения профессионалов и грамотного подбора оборудования на каждом шаге – задача, требующая терпения и проявления лучших экспертных навыков каждого из исполнителей.
Хранение и транспортировка
Основные трудности у всех компаний, работающих на этом рынке, возникают на этапе переработки и хранения урожая. Созревшее зерно – вещь деликатная и уязвимая к малейшим колебаниям погодных условий. Помимо принудительной «наготы», при уборке зерновых неизбежно механическое повреждение зерен, минимизировать которое можно путем использования лучшей уборочной техники и наиболее современной технологии «комбайнирования». Основная задача при этом — не превысить процент потерь, предусмотренный любым производителем техники.
Скошенное и обмолоченное зерно, насильно отделенное от материнского стебля, чувствительно вдвойне. Наступает системообразующий этап всего бизнес-процесса – транспортировка и хранение зерна. Мы решили объединить обе этих процедуры, так как логистика бизнеса предполагает нулевую вероятность того, что зерно по условиям контракта будет доставлено заказчику прямо «с полей». От успешности реализации этой технологической стадии бизнес-цикла зависит, насколько прибыльным будет проект и будет ли вообще.
Степень прибыльности зависит от эффективности доставки урожая до сооружений для хранения и обеспечения сохранности зерна в этих конструкциях. И вот здесь на авансцену выходит основная проблема аграрных предприятий на территории стран бывшего СНГ в течение последних десятилетий. Рентабельность торговли своим зерном прямо пропорциональна объемам производства. Рентабельность хранения больших объемов зерна в рамках одного предприятия сильно зависит от вместимости складского оборудования на прилегающих к угодьям территориях.
Другими словами, хранение зерна должно быть максимально централизовано. А так как посевные земли пригодны к использованию на протяжении долго времени, то и складские комплексы в оптимальных для этого местах вблизи земель уже были построены. А так как строили «по-Советски», с размахом, то вся пригодная территория оказалась застроена. В результате огромные амбары, построенные в 60ых-70ых годах прошлого века, поневоле, эксплуатируются до сих пор. За это время изношенность зданий достигла опасно высокого уровня, а средства на реконструкцию и обновление выделялись в крайне малом количестве по целому ряду причин.
Итогом стало то, что многие объекты вышли из строя полностью, а еще работающие значительно потеряли как в полезной емкости (20-30%), так и в обеспечении уровня сохранности. Для строительства новых комплексов даже в современных, более «жирных» условиях просто нет места, а предварительный демонтаж старых полностью перечеркивает ожидаемую доходность бизнеса.
Итог печален. Аграрные предприятия бывшего СНГ теряют дополнительные 20% урожая по сравнению с Западом из-за неэффективной транспортировки и хранения. Снижается и качество зерна из-за:
- Воздействия насекомых и птиц
- Несоблюдения температурного режима внутри хранилищ
- Усугубления повреждений, полученных при уборке урожая
- Отсутствия слаженности работы устройств и персонала.
Силосы как панацея
Настоящим спасением стали те самые, пресловутые высокие технологии. В Европе и США большие каменные хранилища больше века назад начали заменять металлическими, и все это время совершенствовали технологию их производства и увеличивали уровень автоматизации. Постепенно пришло понимание того, что:
- Сооружения для хранения зерна — силосы должны возводиться в шаговой доступности от полей.
- Логистика транспортировки/хранения должна предусматривать непрерывность процесса во время уборочной страды.
- Силосное оборудование должно восприниматься как единый комплекс, а не отдельные устройства и конструкции
- Максимальный уровень автоматизации не должен отменять задачу обучения сотрудников, вовлеченных в процесс.
Производством оборудования для таких комплексов давно и успешно занимается ряд крупных Европейских компаний. Этому способствовало и совершенствование конструкций для хранения. Стало ясно, что сохраняется зерно лучше в высоких узких сооружениях – так называемым «вертикальным» способом. Это позволяет:
- Сэкономить полезную площадь земли под застройку
- Контролировать температурный режим внутри хранилища
- Оптимизировать количество транспортно-насыпных устройств
- Быстрее монтировать «силосную башню»
Наконец, последней недостающей частью «паззла» была проблема строительства и монтажа хранилищ. Как уже говорилось, на этом рынке высоко котировались акции Европейских компаний. И как только был достигнут идеальный баланс между легкостью сборных конструкций из оцинкованной стали и их прочностью/надежностью, стало рентабельно закупать весь комплект силосного оборудования «под ключ» у хорошо зарекомендовавших себя Испанских (SILOS CORDOBA), Шведских, Турецких (Cukurova Cilo) производителей.
Кстати, в последнее время и отечественные компании, используя западные наработки и собственные производственные мощности, с разной степенью успешностью пробуют себя в этой области.
Силосное оборудование: устройство и принцип работы
Силос (Силосная башня) – стационарное сооружение из металла или бетона для хранения зерновых культур и их сохранности. В нашем случае это конструкция из оцинкованной стали конической или плоской формы, которая состоит из вертикальных опор, крыши, основания и корпуса.
- В качестве основы используется бетонное покрытие, либо днище, которое стальными листами стыкуется корпусом. Это удобнее, так как в этом случае система выгрузки зерна самотеком находится в основании, а не является элементом корпуса. Соответственно, нагрузка на корпус уменьшена.
- Корпус силоса, по сути, просто металлический цилиндр из панелей волнистого профиля с уплотняющими прокладками, соединенных болтами. На разных ярусах толщина различна, что обеспечивает наибольшую прочность относительно минимальной металлоемкости. На корпусе монтируются технологические лестницы и температурные датчики. Самая ненадежная часть конструкции, ее стабильность зависит от ребер жесткости в комплектации крыши.
- Крыша – самый технологически сложный элемент сооружения. Собрана из тех же панелей и ребер жесткости. Предназначена для защиты от осадков, представителей фауны. Оснащена технологической лестницей, смотровым люком. В конструкции крыши предусматривается горловина для загрузки зерна и узел системы послойного контроля температуры. Текучесть зерна обусловлена установленным устройством для аэрации.
- Вся тяжесть силосной башни ложится на основание из-за предусмотренных стальных опор
Для панелей применяют лучшие сорта стали, а цинковое покрытие сменил высокотехнологичный сплав цинка, алюминия и магния. Коррозийная устойчивость в 10 раз выше чем при обычной гальванизации. Благодаря этому производители дают гарантию на 20 лет эксплуатации.
Силос (силосное оборудование) в комплекте состоит из самой силосной башни и набора конвейерного оборудования, состоящего из ленточных и/или цепных ковшовых норий и конвейеров.
Нория – устройство для вертикальной транспортировки зерновых культур до места загрузки (горловины). Состоит из:
- Башмака. Необходим для загрузки/разгрузки. Также башмак – основание нории, важный опорный элемент.
- Головки. На ней расположен привод и крышки для контроля направления.
- Привода. Это электродвигатель для запуска и остановки нории. Обеспечивает устойчивость ковшей. Надежно защищен от перегрузок
- Норйных труб. Они — основной несущий элемент. Предусмотрена инспекционная секция
- Ленты с ковшами – само устройство для перемещения зерна. Ковши прочные и надежные
- Датчиков. В большинстве моделей три вида контрольных приборов:
- датчик подбора. Регулирует полноту заполненности ковша. Подает сигнал, если один из ковшей пуст или перегружен
- датчик схода ленты
- датчик скорости.
Конвейерное оборудование – устройства для транспортировки груза от поля до нории или силосной башни. Различают горизонтальные и наклонные конвейеры ленточного типа – самого востребованного на рынке. Горизонтальные конвейеры доставляют зерно в норию, а наклонные – сразу к горловине силоса, при условии, что «гипотенуза» - длиной не более 1000 м.
- Сепараторы от компании CSortФотосепаратор отечественного производства - новый взгляд на сортировку зерна.
- Автоматический пробоотборник зернаЭлеваторы, зерносушильные комплексы и комбинаты переработки зерна используют необходимый инструмент контроля - пробоотборник.